С 1 июля 2011 года полностью отменен таможенный контроль на внутренних границах Таможенного союза, при этом таможенный контроль был перенесён на внешние границы. Для регулирования перемещения товаров, проведения таможенного контроля и управления таможенными процедурами был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Этот документ является обязательным для всех стран ТС.
В октябре 2011 года на общем собрании глав правительств стран ЕврАзЭС было принято решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. Рассмотрим первые положительные результаты работы и осветим возникшие проблемы.
Результаты Таможенного союза:
- сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза;
- товар, ввезённый, например, на территорию Республики Казахстан, приобретает статус товара таможенного союза и может быть свободно ввезён на территорию России без уплаты таможенных платежей и таможенного оформления;
- цены на товары стали более конкурентоспособными благодаря экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера и сертификации товаров;
- товарооборот между странами-участницами ТС вырос более чем на 30%;
- произошли положительные изменения в таможенном законодательстве для участников ВЭД: изменились сроки декларирования товаров (с 15 дней до 4 месяцев), появилась возможность электронного декларирования товаров и частично отменены меры нетарифного регулирования;
- сократились сроки отгрузки товаров за счёт экономии времени, которое ранее уходило на сбор необходимых документов, таможенное оформление и прохождение таможенных постов;
- экспорт и импорт стал доступен для компаний, которые ранее не решались выходить на внешние рынки, выросло число участников ВЭД.
Проблемы, связанные с реализацией Таможенного союза:
- объединение таможенных территорий показало, что российские таможенники требуют больший объём документов при таможенном оформлении товаров, поэтому в первые месяцы работы необходимо было унифицировать законодательство и установить единые требования для таможен всех стран;
- не все ведомства, участвующие в оформлении внешнеэкономических сделок, были готовы внедрить электронное декларирование (только два из 30 заявленных);
- различия в налоговых и валютных режимах: так как в России ставка НДС составляет 18%, а в Казахстане 12%, участники ВЭД считают, что российский товар становится менее конкурентоспособным по цене, поэтому необходимо унифицировать налоговые условия;
- Казахстану сложно отстаивать свои экономические интересы из-за доминирования России в ТС;
- увеличивается количество «серого» импорта.
Несмотря на возникшие проблемы, Таможенный союз положительно сказался на экономике стран-участниц ТС, облегчив ведение торговли и бизнеса. Учитывая, что результатами таможенного союза довольны в Москве, Минске и Астане, он не только сформировался за короткий период времени, но и пополнился новой страной — Киргизией, вызвав интерес у других участников СНГ, что говорит об успехе этого проекта.