Компания "Инмаркон"

Компания ВЭД Инмаркон
Челябинск,
ул. Верхнеуральская, 18, пом. 2

IT в работе таможни

ИИ в Таможне

Решения в сфере IT Федеральной таможенной службы для урегулирования отношений с участниками ВЭД

Центральное ИТ таможенное управление было организовано в системе таможенной службы с целью совершенствования и обслуживания IT-технологий  в данной области еще три десятка лет назад. Именно это управление создает множество проектов, методик и технологий в сфере IT — включая  те, которые регулируют различные области взаимодействия участников внешне-экономической деятельности.

Необходимость автоматизации таможенной службы

ФТС нашей страны является практически исключительным ведомством федерального значения, работающим 24 на 7 онлайн. Исходя из требований Таможенного кодекса, на регистрацию товарных деклараций отводится не более часа, а выпуск ограничен четырьмя часами. Т.е. в таможенных органах обязаны на протяжении четырех часов провести весь установленный законодательством спектр действий, связанных с таможенным проведением.
В такие мероприятия принято включать следующие автоматизированные операции по контролю документов:

  • в федеральных исполнительных органах;
  • на возможные риски;
  • на состояние лицевого счета;
  • на запреты и квоты и т.д.

И в связи подобным режимом на таможенные органы налаются особые требования, связанные с автоматизацией администрирования.
На сегодня с целью достижения этих требований разработана сеть из нескольких электронных таможен (их восемь), а также центров для обеспечения электронного декларирования (их почти 20), благодаря чему почти все товарные  декларации объединены в таких центрах, что обеспечивает наращивание процесса использования  инновационных технологий автоматизации.
Основной целью таможенной службы нашей страны на ближайшее время является трансформация старого порядка таможенного администрирования и организация высокотехнологичного процесса с использованием самых современных технологий и методик.
Специально разработанная на ближайшие 10 лет Стратегия по развитию ТС четко обозначила необходимую траекторию развития разумной таможни, и данная служба успешно двигается в заданном направлении. Так, недалее как в прошлом году была осуществлена масштабная реформа всей службы, и даже организованна отдельная система электронных таможен.
Главной задачей является превращения таможенного администрирования в высокотехнологическую разработку с внедрением передовых технологий и методов, дающих шанс организовать необходимую безбарьерную основу для осуществления успешных торговых отношений, учитывая преимущества подобной цифровизации для всех сторон.

ЕАИС как основная система осуществления таможенной коммуникации

На сегодняшний день главной системой, применяемой для осуществления  информационной коммуникации ТС со сторонами ВЭД и исполнительными государственными органами, признается ЕАИС, или Единая Автоматизированная Информационная Система.
Применение такой системы гарантирует реализацию всех возможностей и обязанностей, которые вверены ТС Евразийским Экономическим союзом совместно с национальным законодательством нашей страны.
В ЕАИС входит огромное количество совокупностей  самых разнообразных ресурсов автоматизации (что важно — все они совместимые), которые технично соединены в глобальную структуру (ВИТС, или ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть) ТС  с системой телекоммуникационных взаимоувязанных участков.
Элементы ЕАИС функционально выполняют следующие обязанности:
• автоматизации разнообразных бизнес-действий, касающихся всей таможенной области;
• взаимодействие всех органов ТС благодаря АСВД, т.е. Автоматизированной Системе Внешнего Доступа со всеми сторонами внешне-экономической деятельности, включая органы  и организации иных государств, в электронной форме;
• обеспечение ведения специального архива сведений.
ЕАИС способна использовать более двух тысяч каналов передачи информации, в т.ч. около пяти десятков информационно-программных продуктов, обрабатывающих ежедневно не менее 60 миллионов сообщений, применяя четыре десятка таможенных технологий и 64 различный типов документов.

Цифровые преобразования

Благодаря цифровому преобразованию отрасли скорость коммуникации партнеров и перемещения товаров значительно увеличивается, поднимая уровень контроля и взаимного авторитета между странами — участниками товарооборота.
Основным проектом ТС было названо успешное развитие устаревшей структуры управления рисками, совместно с организацией автоматизации: начиная от возможности чтения кадров досмотровых комплексов и заканчивая применением навигационных пломб в системе транспортных коридоров.
С целью реализации этих функций была проведена работа с ключевыми элементами всей информационной инфраструктуры, успешно продолжая действия по глобализации и развитию всей архитектуры сферы информационно-программных технологий.
На сегодня успешно прошли автоматизация целый рад методик – на центральном уровне, включая ГЦОД (Главного центра обработки данных) ТС, и на отраслевых уровнях.
Результаты, обеспеченные внедрением информационно-программных средствами ЕАИС (имеется в виду именно центральный уровень — ГЦОД) сейчас абсолютно автоматизированы; они обеспечивают совершение таможенных операций с исключением вмешательства чиновников. К подобным методикам можно отнести:

  • процесс проведения регистрации товарных деклараций в автоматическом режиме с принятием определения о выпуске;
  • проведение решений касательно регистрации транзитных деклараций, включая выпускающий процесс;
  • контроль показателей уровня риска любого из участников внешне-экономической деятельности с присвоением категории;
  • определение профиля риска на разнообразных этапах деятельности;
  • контроль в форматно-логической форме товарных деклараций;
  • проверка верности расчетных операций по таможенным платежам и сборам, включая процесс их списания;
  • информацию, предоставленную через личный кабинет.

Таможенные органы в автоматизированном режиме способны принимать следующие решения:

  • коррекция товарных деклараций;
  • ведение реестров таможенных представителей и включение в него участников внешне-экономической деятельности.
  • формирование платежных документов и паспорта задолженности;
  • сверка информации, которая была получена посредством СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) с данными, заявленными в декларации.
  • сверка данных из декларации с информацией, размещенной в ГИС «Маркировка»

В ближайшем будущем в планах стоят работы по автоматизации выполнения таможенных действия и принятия решений всей системой таможенных органов:

  • обеспечение услуг государственного уровня в таможенной сфере;
  • автоматизация взаимодействия между инновационными центрами и участниками процесса;
  • реализация взаимодействия через СМЭВ.

Планируется значительное увеличение качества технической поддержки касаемо всех участников ВЭД, и главную роль здесь играет гарантирование отказоустойчивости не только всей таможенной системы, но и инфраструктуры.
С целью получения поставленных результатов (в основном речь идет о цифровой трансформации и уменьшения времени на проведение таможенных действий, автоматизация принимаемых органами решений) запланирована организация следующих моментов:

  • Внедрение современных цифровых платформ, основанных на Российских технологиях;
  • Создание разнообразных аналитических платформ;
  • Централизация ИПС и организация централизованной инфраструктуры.
Компания ВЭД Инмаркон
Челябинск,
ул. Верхнеуральская, 18, пом. 2