Виды международных перевозок и обстановка на рынке перевозок (по материалам из открытых источников):
1. Контейнерные перевозки
На причалах ЕС накапливаются контейнеры для России. В порту Роттердама, (один из крупных портов ЕС, насчитывается несколько сотен, по данным грузоотправителей. Грузы подвергаются длительным таможенным проверкам: не должно быть обнаружено санкционных товаров, к примеру, полупроводников или деталей летательных аппаратов.
Некоторые портовые операторы из европейских стран отказываются принимать суда с любыми грузами, предназначенными для России. Среди них MSC, Maers Дек, CMA CGM и Hapag—Lloyd, MSC, Maersk, CMA CGM и Hapag-Lloyd, общая доля рынка которых составляет более 50 процентов.
Автомобильные аксессуары, продукты пищевой и химической промышленности, бытовая техника, корм для животных, спортивное оборудование въезжают в Российскую Федерацию в контейнерах. Торговля и общепит страдают от перебоев в поставках и увеличение закупочных цен.
На масс-маркет не сильно повлияет кризис на морских перевозках, так как в основном такие товары перевозятся на авто- или авиатранспорте. Экспортные грузы перенаправляются в латвийские порты и на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).
Вместе с Азербайджаном, Грузией и Турцией было достигнуто соглашение о создании совместного предприятия, аналогичного ОТЛК, и планируется создание контейнерного центра на базе Свободной экономической зоны Морского порта Актау.
Находкинская таможня не регистрирует снижения объемов торговли. По словам начальника таможни, речь идет о переориентации потоков товаров с северо-запада России на Дальний Восток. Две крупные морские линии из Китая вышли на воскресенье морских перевозок.
Срок нахождения товара в ЗТК сократился с 10 до 5,5 дней, срок проведения таможенных проверок — до 2,5 дней.
Наложение санкций на Россию от крупных компаний приводит не только к дефициту товаров, но и самих контейнеров. В России на данный момент только два контейнерных перевозчика — Fesco и Transcontainer.
По мнению отраслевых экспертов, из стран Западной Европы и Атлантики объем контейнерных перевозок в петербургский порт сократился на 70 процентов. Порт Владивостока сможет обслужить только 1/5 всего грузового транспорта, а значит большая часть логистических операторов переориентируются на железную дорогу.
2. Автоперевозки
Есть и трудности в наземном транспорте. Очередь на 1500 вагонов на польско-белорусской границе протяженностью 36 км. Таможенное оформление занимает в среднем 3 дня. Водители — в депрессии, у многих из них исчерпаны запасы воды и продовольствия. В этом регионе проходят спонтанные митинги жителей Украины, требующие полного закрытия границы с Белоруссией.
Казахстан объявил о разработке альтернативных логистических маршрутов из-за западных санкций против РФ. Однако позже первый заместитель главы администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что республика «не станет средством обхода санкций против России со стороны США и Евросоюза». Спустя неделю министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил, что власти республики не намерены поддерживать антироссийские санкции.
Автомобильные транспортные компании по-прежнему испытывают затруднения при перевозках грузов из Евросоюза.
Так, страны Западной и Центральной Европы не открывают транзит, если грузы идут на получателя в Россию. Возможность открытия транзита на Белоруссию есть только в странах Прибалтики. При этом участились меры контроля: досмотры, взвешивания, запросы документов.
3. Железнодорожные перевозки
Санкции ограничили возможность использования российской транспортной инфраструктуры (в частности, РЖД) западным компаниям, производящим в Китае, скажем, комплектующие.
А китайские логистические операторы, наоборот, стимулируют перевозки по российским железным дорогам. И даже снижают тарифы. Грузопоток из Шанхая в Россию вырос на 20 процентов.
Но пропускная способность железных дорог ограничена. Без серьезной реструктуризации и дополнительного госфинансирования эффекта «бутылочного горла» не избежать.
Введенные Западом ограничения в сфере транспорта вынудили российские компании переориентировать сбыт продукции на восток. Нагрузка на железнодорожные пути резко выросла. В РЖД предлагают клиентам совместно проработать нестандартные логистические решения.
Как сообщали в РЖД, за первую неделю марта грузооборот по сети железных дорог вырос на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года и побил исторический рекорд. При этом перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу выросли на 23,5%
Шаги по стабилизации ситуации в секторе железнодорожных перевозок были приняты и на уровне правительства. С 6 марта по 1 июля 2022 г. для гибкого реагирования на внешнеэкономические условия в стране приостановили действующие с 2003 правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре. Они применялись для участков БАМа и Трансиба с ограниченной пропускной способностью. По этим правилам, в очередности перевозки грузы стояли в конце списка. Теперь высокодоходные грузы в контейнерах, идущие на экспорт, получат приоритет и могут потеснить уголь. Новые правила должны помочь быстрой переброске экспорта на восток, так как западные выходы оказались закрыты. Везти грузы к российским портам на Балтике сейчас не имеет смысла. Из-за санкций там не находится достаточно судов, желающих доставлять грузы, связанные с Россией, через европейские порты, рассказал «РГ» представитель рынка грузовых перевозок.
Закрытым оказался и транзит через Украину. Некоторые грузоотправители приняли решение прекратить поставки в недружественные страны. Но уже погруженные вагоны теперь нужно отсортировать из составов, следующих на экспорт.
Перевозка груженых и порожних контейнеров во всех видах сообщения по сети ОАО «Российские железные дороги» за январь-март 2022 года составила 1 млн 651,7 тыс. TEU, что на 10% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, говорится в сообщении РЖД.