inmarkon

photo_2023-06-01_16-00-37
Челябинск,
ул. Верхнеуральская, 18, пом. 2

Экспортный контроль: что нужно знать участнику ВЭД

<p>Многие экспортёры и импортёры сталкиваются с понятиями «экспортный контроль», «товар двойного назначения (применения)», «продукция военного назначения», но не все полностью понимают, что на самом деле они собой несут и каковы возможные последствия нарушения законодательства в сфере экспортного контроля.</p>

<h2>Предыстория</h2>

<p>Во второй половине 20 века Россия стала участницей нескольких международных договоренностей о контроле за оружием массового поражения (ОМП), которые положили начало контрольным режимам ВЭД по его нераспространению.</p>

<p>Фактически в 1992 году возникла система экспортного контроля в России. Появилась она по указу Президента РФ №388 от 11.04.1992 г. Данный указ дал старт созданию органов государственного управления, разработке списков товаров, имеющих мирное назначение, но которые могут быть использованы для создания ОМП, ввёл ответственность за ввоз и вывоз таких товаров в нарушение закона. Осуществление контроля за этим обеспечивает таможенная служба.</p>

<p>В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕАЭС от 2010 г. в этих странах применяются национальные законы в данной сфере.</p>

<h2>Экспортный контроль в России</h2>

<p>Согласно ст. 24 № 83-ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г., обязанностью каждого российского экспортёра и импортёра является проверка контролируемости товаров, а также получение лицензий на внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами или разрешений на их вывоз из/ввоз в РФ без лицензий.</p>

<p>В России в целях экспортного контроля разработаны и утверждены 6 контрольных списков товаров двойного применения (КС). Для каждого контрольного списка утверждены Положения, определяющие особенности работы с ним.</p>

<p>Чтобы определить необходимость экспортного контроля по конкретному товару, производится сопоставление характеристик данного товара техническому описанию, содержащемуся в графе «Наименование» списка ДН, утверждённого Указом Президента РФ №1661 от 17.12.2011 г.</p>

<p>Российский экспортёр или импортёр могут поручить проведение экспертизы организации, имеющей специальное разрешение на её проведение. По окончании данной экспертизы выдаётся идентификационное заключение. Оно действует на всей территории России и подтверждает или опровергает принадлежность товара к продукции, включённой в КС.</p>

<p>Если перемещаемый через границу объект соответствует описанию в КС, то он выпускается с предъявлением лицензии ФСТЭК России. Однако, как показывает практика, участники ВЭД чаще вынуждены доказывать несоответствие характеристик товара описаниям в КС, чем получать лицензии.</p>

<p>Кроме этого участники ВЭД могут также участвовать в добавлении своих товаров в подготовленный ФСТЭК России «белый список», уже позволивший многим компаниям сократить издержки на регулярных идентификационных экспертизах.</p>

<p>Конечно, в большей степени контроль касается высокотехнологического оборудования, ядерных и радиоактивных материалов, химических веществ. Тем не менее в качестве контролируемых могут быть и безобидные на первый взгляд товары бытового и общего назначения.</p>

<h2>Распространённые заблуждения об экспортном контроле<h2>

<p>Обеспечение экспортного контроля на практике показывает, что относительно данного термина сложился ряд заблуждений у участников ВЭД:</p>

<p>1) Многие считают, что меры экспортного контроля применимы только в отношении вывозимых товаров.</p><br>

<p>Однако в 5 из 6 действующих КС включены товары, в отношении которых есть ограничения не только при вывозе, но и при ввозе. Например, необходимо получать лицензии на все виды внешнеэкономических операций (кроме перемещения в режиме транзита), связанных с ввозом в Россию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также ряда контролируемых химикатов.</p>

<p>2) Второе заблуждение связано с мнением, что если товар не является продукцией военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля.</p><br>

<p>Однако это разные области государственного контроля, регулируемые разными законами.</p>

<p>На самом деле, если товар относится к продукции военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля. Если получена лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), то лицензия ФСТЭК России не требуется. Но в случае ненадобности получения лицензии ФСВТС России обязанность экспортного контроля сохраняется.</p>

<p>3) Третье заблуждение заключается во мнении, что товар не подпадает под экспортный контроль, если его код ТН ВЭД ЕАЭС не содержится в контрольном списке.</p><br>

<p>Однако необходимо иметь в виду, что содержащиеся в нём коды ТН ВЭД имеют только справочный характер, т.е. не определяют однозначно контролируемость товара.</p>

<p>Это подразумевает необходимость детального соотнесения характеристик перемещаемого товара с описаниями характеристик товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», указанными в КС, а также анализ возможных сфер применения товара. Например, при экспорте распылителя для сельского хозяйства необходимо сопоставить его характеристики с описаниями распылителей, приведёнными в КС.</p>

<p>4) Четвёртое заблуждение выражено распространённом мнении, что убедившись в неконтролируемом статусе товара, или же получив идентификационное заключение, позволяющее вывозить/ ввозить товар без лицензии, участники ВЭД считают, что требования экспортного контроля выполнены, но и это ещё не всё.</p><br>

<p>Следует знать требования ст. 20 Федерального закона «Об экспортном контроле». В ней говорится о том, что российские участники ВЭД обязаны обращаться за получением разрешения к Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, если у них есть основания считать, что перемещаемые ими на экспорт неконтролируемые товары могут быть использованы для создания ОМП и средств его доставки либо для подготовки и/или совершения террористического акта, или если информированы об этом в письменном виде ФСТЭК России. Многие участники ВЭД не знают о необходимости такой оценки либо игнорируют её, в то время как за нарушение требований данной статьи грозит уголовная ответственность.</p>

<p>5) Пятое распространённое заблуждение ― это мнение, что отсутствие таможенного контроля между странами Таможенного союза освобождает от необходимости экспортного контроля.</p><br>

<p>Решением Межгосударственного совета ЕАЭС определено, что до введения в действие единых КС и правил экспортного контроля, в этих странах применяются национальные законы в данной сфере. Из этого следует, что у участников ВЭД при перемещении товаров между странами-членами ЕАЭС обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров сохраняется, а их перемещение через границу РФ без необходимых документов может повлечь за собой ответственность, в том числе уголовную.</p>

<p>Перечисленные выше заблуждения говорят о сложности законодательства в области экспортного контроля. Надеемся, что мы в данной статье помогли Вам простым языком ответить на Ваши вопросы, а также узнать для себя новую и полезную информацию в данной сфере.</p>

<p>Если же Вы по каким-либо причинам не желаете самостоятельно заниматься экспортной поставкой, сопряжённой с экспортным контролем, то Вы можете оставить заявку, и наши менеджеры произведут оценку необходимости проведения идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля, а также в случае её наличия организуют её проведение при условии внешнеэкономической сделки через нашу компанию.</p>

photo_2023-06-01_16-00-37
Челябинск,
ул. Верхнеуральская, 18, пом. 2