Компания "Инмаркон"

Компания ВЭД Инмаркон
Челябинск,
ул. Верхнеуральская, 18, пом. 2

Экспортный контроль: что нужно знать участнику ВЭД

Экспортёрам и импортёрам приходится иметь дело с такими понятиями, как экспортный контроль, товары двойного назначения и продукция военного назначения. Однако не все до конца осознают, что именно скрывается за этими терминами, и незнание правил об экспортном контроле может привести к нарушению законодательства и дальнейшим негативным последствиям. экспортного контроля. Незнание  правил об экспортном контроле

Предыстория

Во второй половине 20 века Россия стала участницей нескольких международных договоренностей о контроле за оружием массового поражения (ОМП), которые положили начало контрольным режимам ВЭД по его нераспространению.

Фактически в 1992 году возникла система экспортного контроля в России. Появилась она по указу Президента РФ №388 от 11.04.1992 г. Данный указ дал старт созданию органов государственного управления, разработке списков товаров, имеющих мирное назначение, но которые могут быть использованы для создания ОМП, ввёл ответственность за ввоз и вывоз таких товаров в нарушение закона. Осуществление контроля за этим обеспечивает таможенная служба.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕАЭС от 2010 г. в этих странах применяются национальные законы в данной сфере.

Экспортный контроль в России

Согласно ст. 24 № 83-ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г., обязанностью каждого российского экспортёра и импортёра является проверка контролируемости товаров, а также получение лицензий на внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами или разрешений на их вывоз из/ввоз в РФ без лицензий.

В России в целях экспортного контроля разработаны и утверждены 6 контрольных списков товаров двойного применения (КС). Для каждого контрольного списка утверждены Положения, определяющие особенности работы с ним.

Чтобы определить необходимость экспортного контроля по конкретному товару, производится сопоставление характеристик данного товара техническому описанию, содержащемуся в графе «Наименование» списка ДН, утверждённого Указом Президента РФ №1661 от 17.12.2011 г.

Российский экспортёр или импортёр могут поручить проведение экспертизы организации, имеющей специальное разрешение на её проведение. По окончании данной экспертизы выдаётся идентификационное заключение. Оно действует на всей территории России и подтверждает или опровергает принадлежность товара к продукции, включённой в КС.

Если перемещаемый через границу объект соответствует описанию в КС, то он выпускается с предъявлением лицензии ФСТЭК России. Однако, как показывает практика, участники ВЭД чаще вынуждены доказывать несоответствие характеристик товара описаниям в КС, чем получать лицензии.

Кроме этого участники ВЭД могут также участвовать в добавлении своих товаров в подготовленный ФСТЭК России «белый список», уже позволивший многим компаниям сократить издержки на регулярных идентификационных экспертизах.

Конечно, в большей степени контроль касается высокотехнологического оборудования, ядерных и радиоактивных материалов, химических веществ. Тем не менее в качестве контролируемых могут быть и безобидные на первый взгляд товары бытового и общего назначения.

Распространённые заблуждения об экспортном контроле

Обеспечение экспортного контроля на практике показывает, что относительно данного термина сложился ряд заблуждений у участников ВЭД:

1) Многие считают, что меры экспортного контроля применимы только в отношении вывозимых товаров.

Однако в 5 из 6 действующих КС включены товары, в отношении которых есть ограничения не только при вывозе, но и при ввозе. Например, необходимо получать лицензии на все виды внешнеэкономических операций (кроме перемещения в режиме транзита), связанных с ввозом в Россию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также ряда контролируемых химикатов.

2) Второе заблуждение связано с мнением, что если товар не является продукцией военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля.

Однако это разные области государственного контроля, регулируемые разными законами.

На самом деле, если товар относится к продукции военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля. Если получена лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), то лицензия ФСТЭК России не требуется. Но в случае ненадобности получения лицензии ФСВТС России обязанность экспортного контроля сохраняется.

3) Третье заблуждение заключается во мнении, что товар не подпадает под экспортный контроль, если его код ТН ВЭД ЕАЭС не содержится в контрольном списке.

Однако необходимо иметь в виду, что содержащиеся в нём коды ТН ВЭД имеют только справочный характер, т.е. не определяют однозначно контролируемость товара.

Это подразумевает необходимость детального соотнесения характеристик перемещаемого товара с описаниями характеристик товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», указанными в КС, а также анализ возможных сфер применения товара. Например, при экспорте распылителя для сельского хозяйства необходимо сопоставить его характеристики с описаниями распылителей, приведёнными в КС.

4) Четвёртое заблуждение выражено распространённом мнении, что убедившись в неконтролируемом статусе товара, или же получив идентификационное заключение, позволяющее вывозить/ ввозить товар без лицензии, участники ВЭД считают, что требования экспортного контроля выполнены, но и это ещё не всё.

Следует знать требования ст. 20 Федерального закона «Об экспортном контроле». В ней говорится о том, что российские участники ВЭД обязаны обращаться за получением разрешения к Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, если у них есть основания считать, что перемещаемые ими на экспорт неконтролируемые товары могут быть использованы для создания ОМП и средств его доставки либо для подготовки и/или совершения террористического акта, или если информированы об этом в письменном виде ФСТЭК России. Многие участники ВЭД не знают о необходимости такой оценки либо игнорируют её, в то время как за нарушение требований данной статьи грозит уголовная ответственность.

5) Пятое распространённое заблуждение ― это мнение, что отсутствие таможенного контроля между странами Таможенного союза освобождает от необходимости экспортного контроля.

Решением Межгосударственного совета ЕАЭС определено, что до введения в действие единых КС и правил экспортного контроля, в этих странах применяются национальные законы в данной сфере. Из этого следует, что у участников ВЭД при перемещении товаров между странами-членами ЕАЭС обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров сохраняется, а их перемещение через границу РФ без необходимых документов может повлечь за собой ответственность, в том числе уголовную.

Перечисленные выше заблуждения говорят о сложности законодательства в области экспортного контроля. Надеемся, что мы в данной статье помогли Вам простым языком ответить на Ваши вопросы, а также узнать для себя новую и полезную информацию в данной сфере.

Если же Вы по каким-либо причинам не желаете самостоятельно заниматься экспортной поставкой, сопряжённой с экспортным контролем, то Вы можете оставить заявку, и наши менеджеры произведут оценку необходимости проведения идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля, а также в случае её наличия организуют её проведение при условии внешнеэкономической сделки через нашу компанию.

Компания ВЭД Инмаркон
Челябинск,
ул. Верхнеуральская, 18, пом. 2